Черта с 2

Святая Бригитта - епископесса Древней Ирландии

Курсив мой.

«Отличительной чертой древней ирландской Церкви является большое количество святых жен – около двухсот. В VI веке галльский епископ возмущенно писал о том, что ирландцам во время Божественной литургии сослужили женщины-«конхоспиты», при этом мужчины причащали людей Телом Христовым, а женщины – Его Кровью из потира (см.: протоиерей Александр Шабанов. Святой Брендан Мореплаватель. С. 44-45). Наиболее почиталась ирландцами святая Бригитта Килдарская, святая Ита из Киллиди, святые Этне и Феделлми из Коннахта, святая Ае из Корнуэлла, святая Монесан Британская и затворница святая Канаир (Каннера), жившая в келье у бухты Бантри. Протоиерей Александр Шабанов пишет о том, что ее слава пережила века: «Еще в XVII веке она считалась покровительницей моряков, и корабли, проходя мимо места полузатопленной, но помеченной флагом кельи, столетиями отдавали этой святой морские почести».

Итак, если действенное участие ирландских женщин в свершении литургии могло показаться кому-нибудь возмутительным, то еще более необычным казалось для западного мира епископское служение ирландки Бригитты (ок. 451 – ок. 525) . Эта женщина-епископ была дочерью ирландского короля (точнее, вождя) Дувтаха и рабыни Брокки, крещенной святым Патриком. Полагают, что в детстве она сама слышала проповедь равноапостольного. Одно время Бригитта жила у друида (неясно, была ли она отдана ему на воспитание или продана в рабство, - версии расходятся). Затем вернулась к отцу, около 468 года обратилась в христианство, в 480 году основала первый ирландский женский монастырь в Килдаре. Она не только была поставлена во епископа, но затем и сама поставляла епископов для служения в основанных ею монастырях.

«Лисморская книга» повествует, что Бригитта и еще несколько девушек пришли для пострижения к епископу Мэлю. Из смирения Бригитта встала последней, но от ее головы к самой верхушке церкви поднялся огненный столб. Тогда епископ сказал: «Приди, святая Бригитта, чтобы покрывало было благословлено на твоей голове прежде прочих дев». Затем по благодати Духа Святого над Бригиттой был прочтен чин поставления епископа. Епископ Майкайл на это сказал, что чин поставления епископа не должен читаться над женщиной. Епископ Мэль ответил ему: «Я не имею над этим никакой власти. Это достоинство Бригитте было дано Богом». С того времени мужчины Ирландии «воздают преемникам (преемницам? – Е. С.) Бригитты епископские почести»» .

Источник: Евгений Старшов. Святые Древней Ирландии. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010.
Святая Бригитта - женщина-епископ Древней Ирландии
Пользователь breanainn сослался на вашу запись в своей записи «Святая Бригитта - женщина-епископ Древней Ирландии» в контексте: [...] Оригинал взят у в Святая Бригитта - женщина-епископ Древней Ирландии [...]
Про причастие понятно: древние диаконисы для того и служили (помимо обязанностей по крещению), чтобы причащать жен на женских половинах храмов. В Западной Церкви, где женщин были более эмансипированы нужды в диаконисах не возникало, оттого (параллельная восточной) ирландская традиция вызывала протест.

Следует учитывать специфику Церкви Ирландии, когда епископы находились в зависимости от аббатов крупных монастырей. Возникла она из низкой урбанизации Ирландии: городов для епископской кафедры просто не было. Епископы жили на территории монастырей и волей-неволей попадали в зависимое от аббатов положение.

Монастырь в Килдаре был смешанным, однако во времена Бригитты, аббатиса главенствовала над аббатом.
Впоследствии, ситуация могла поменяться, но епископские почести аббатам (или аббатисам) продолжали воздаваться долгое время.

Что касается сакраментального епископства - тут вопрос. Было ли это на самом деле, или просто житие отразило ситуацию подчиненного положения епископа в сравнении с аббатом (аббатисой) - неизвестно.
Ирландские аббаты (и, как видим, аббатисы) действительно обладали властью назначать епископов. Тем не менее сакраментальные функции передавались через хиротонию. Ведь основная функция епископа - литургисать, а остальные успешно могут быть отчуждены в Церкви даже и женщинами.


Edited at 2015-10-30 07:38 pm (UTC)
"Что касается сакраментального епископства - тут вопрос. Было ли это на самом деле, или просто житие отразило ситуацию подчиненного положения епископа в сравнении с аббатом (аббатисой) - неизвестно". А зачем было лгать об этом/преувеличивать?
Лгать, конечно, незачем, тем более о таком странном эпизоде. Смущение епископов показано же...
А насчет преувеличений - вот их как раз в житиях бывает много.
Но я не думаю, что здесь преувеличение, просто здесь, возможно, довольно поздняя попытка объяснить, почему настоятели (или настоятельницы) Килдара пользуются почестями епископов. Историческая ситуация, когда епископы зависели от аббатов давно исчерпана (в Ирландии появилось много городов), более того, ирландская церковь утратила самостоятельность и самобытность: подчинена Риму и переформатирована по латинскому образцу. Однако какие-то рецидивы былой непохожести остаются в знаковых местах. А поскольку история подзабылась, а Бригитта традиционно изображалась в епископских одеждах - и появилось такое странное объяснение.

Просто более нет исторических прецедентов о священстве женщин.
Можно списать на чудо Божие - бывает невероятное, но не невозможное)
Это при том, что в истории Церкви было множество женщин колоссальной влиятельности, в том числе духовной (окормлявших иерархов самого высокого ранга), но о священстве их речь не заходила.

Я полагаю, это потому, что у мужчины и женщины изначально разные служения.
неплохо бы столь пафосное заявление подкрепить какой-нибудь ссылкой.

Про маркионитов навскидку ничего в этом ключе не помню.
У монтанистов огромную роль играли пророчицы, но это всё же не священство.

В любом случае, маркиониты - это весьма далеко от христианской ортодоксии, чтобы брать за них ответственность.

Кроме того, не ясно, что вы имеете виду под "священницами".

в древней форме трехчинной иерархии
епископ-пресвитер-диакон

только епископа (как преимущественного совершителя евхаристии) можно назвать священником полном смысле.
непомните-так учите матчасть. пафос вам почудился
далеко или нет определить невозможно -само понятие ее разнится от секте к секте
ваша иерархия это черта, присущая части из них. другие ее принимать не обязаны. под священницами я имел ввиду жен имеющих права крестить и причащать